Координационная деятельность по борьбе с терроризмом
Координация деятельности по противодействию терроризму на региональном уровне, во всех субъектах Российской Федерации сформированы антитеррористические комиссии (далее - АТК) и оперативные штабы (далее - ОШ) в составе руководителей региональных органов власти, наделенные полномочиями в области противодействия терроризму. Кроме того, с учетом специфики организации и проведения антитеррористических мероприятий и предотвращения террористических угроз в морских пространствах созданы ОШ в морских районах (бассейнах).
Приоритетами национального антитеррористического комитета (далее - НАК) стали организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками» боевиков, противодействие распространению идеологии терроризма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и жизнеобеспечения, повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и иного ресурсного обеспечения террористической активности.
При формировании антитеррористической нормативной правовой базы разработано и принято около 90 федеральных законов, издано 30 указов Президента, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Эти нормативно-правовые акты направлены на улучшение механизмов управления контртеррористическими операциями, проведения профилактических мероприятий, организации деятельности НАК, ФОШ, АТК, ОШ в субъектах Российской Федерации и ОШ в морских районах (бассейнах), а также федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Важными шагами на пути модернизации госуправления в сфере противодействия терроризму стали нормативное закрепление обязательности решений НАК и АТК в субъектах Российской Федерации для органов государственной власти, организаций, должностных лиц и граждан с установлением административной ответственности за их неисполнение.
В развитие антитеррористического законодательства усилена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, а также за заведомо ложное сообщение об акте терроризма из хулиганских побуждений и в отношении объектов социальной инфраструктуры.
Криминализирована пропаганда терроризма. Установлена уголовная ответственность за несообщение о подготовке и совершении преступлений террористической направленности.
Кроме того, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в деятельности террористической организации, а также в вооруженном формировании на территории иностранного государства.
Особое внимание НАК уделял совершенствованию системы межведомственной координации в процессе силового подавления бандгрупп и террористических ячеек, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа.
В результате с 2006 по 2023 год при проведении оперативно-боевых мероприятий и контртеррористических операций при оказании вооруженного сопротивления уничтожено более 2,5 тысячи бандитов, среди которых свыше 330 бандглаварей и эмиссаров МТО. Задержано около 4,5 тысячи боевиков, к отказу от противоправной деятельности удалось склонить более 900 террористов и их пособников.
Национальный антитеррористический комитет ведет системную работу по профилактике всплесков терроризма.
Например, одна из важнейших задач здесь — снижение уровня радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, а также недопущение их вовлечения в террористические массы. Для ее решения в Российской Федерации с 2008 года на плановую основу поставлена работа по противодействию идеологии терроризма. В декабре 2018 года Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. Этот документ объединяет усилия федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов власти и местного самоуправления, позволяя наиболее эффективно задействовать возможности каждого субъекта ОГСПТ.
Спектр профилактических мероприятий широк: от акций обще-профилактического характера по формированию антитеррористического сознания (например, проведение ежегодно 3 сентября Дня солидарности в борьбе с терроризмом) до индивидуальной работы с конкретными лицами — потенциальными пособниками террористов, сторонниками радикальных учений в исламе, членами семей ликвидированных бандитов и т.п.
Правоохранительные органы выявляют и пресекают деятельность вербовщиков МТО в социальных сетях, в том числе путем блокировки интернет-ресурсов с противоправной информацией и удаления материалов, содержащих пропаганду терроризма, ведь, как известно, лидеры международных террористических организаций умело используют различные способы вовлечения в свои ряды новых участников. Набирая рекрутов в разных странах, они тем самым расширяют зону своего влияния.
В этих целях ими активно применяются современные информационные и коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры. В среде террористического бандподполья популярно создание и тиражирование пропагандистских видеороликов, использование социальных сетей для возбуждения межнациональной или межконфессиональной вражды. Выполненные в жанре социальной рекламы ролики подготавливают массовое сознание к принятию радикальных идей, формируют соответствующие социальные представления, активизируют антиобщественную реакцию аудитории. Такое медийное воздействие — часть террористических и экстремистских практик, фактор их эффективного функционирования.
В целом за годы, прошедшие со дня основания Национального антитеррористического комитета, отечественная общегосударственная система противодействия терроризму обрела четкие контуры и укрепилась.
В результате существенно снизился уровень террористических угроз в Российской Федерации, стабилизировалась обстановка на Северном Кавказе, удалось не допустить проявления терроризма в период проведения важных общественно-политических и международных мероприятий.
Число предотвращенных терактов в последние годы в десятки раз превышает количество случаев, когда бандитам удавалось реализовать свой преступный замысел.
Существенный профилактический эффект имеет соблюдение принципа неотвратимости наказания. Например, продолжается работа по розыску лиц, причастных к нападениям на г. Буденновск в июне 1995 года, псковских десантников (6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии) 1 марта 2000 года и другим резонансным терактам. Значительная часть из террористов уничтожена, многие найдены и понесли заслуженное наказание.
В целом созданная в нашей стране система обеспечения антитеррористической защищенности объектов соответствует актуальному уровню террористических угроз и формирует условия, препятствующие совершению терактов.
Тем не менее говорить о полной стабилизации обстановки пока еще не приходится. Серьезные угрозы безопасности Российской Федерации исходят со стороны ряда международных террористических организаций. В их числе запрещенные в России «Исламское государство», «Аль-Каида», «Имарат Кавказ», «Хайят Тахрир аш-Шам», «Катиба Таухид валь-Джихад», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», действующие с территорий государств Ближнего Востока, афгано-пакистанской зоны, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Закавказья, Турции и Украины.
Основными источниками угроз стали возникающие в разных регионах страны автономные ячейки и террористы-одиночки. Опасность, исходящая от этих преступников, в силу объективных трудностей их выявления на стадии подготовки терактов представляет серьезный вызов силовым структурам.
В последнее время прослеживается тенденция возвращения на родину из-за рубежа лиц, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО. Такой контингент имеет боевой опыт и обучен мерам конспирации.
Особую тревогу вызывает всплеск активности исламистов по разворачиванию своих формирований на территории Афганистана. Усилиями лидеров террористов он превратился в плацдарм по распространению идей джихада и вербовке новых рекрутов, что создает серьезную угрозу безопасности стран Центральной Азии, прежде всего Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Усилилась конкуренция между МТО «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в России) за источники финансирования и поступления вооружений, новых сторонников, включая специалистов в области высоких технологий.
Борьба за лидерство в террористическом интернационале сопровождается слияниями и поглощениями отдельных групп боевиков, возникновением новых группировок, тяготеющих к той или иной международной террористической организации.
В совокупности это ведет к росту террористической активности, пересмотру тактики, способов и методов ее организации, используемого в этих целях инструментария.
Таким образом, последовательная и системная кампания в сфере антитеррора — важнейшее условие обеспечения безопасности России и граждан нашей страны. Грамотная координация действий силовых структур и органов власти всех уровней — залог нейтрализации угроз террористического характера.
Дата публикации: 25.12.2023 в 18:05